Тщательные авторские искания, поиски, сравнения и сопоставления привели М.Ю. Лермонтова к тому, что на свет родился первый в России психологический роман «Герой нашего времени». Но далеко не все читающие и любящие это произведение знают историю его создания.
По возвращении в Петербург из кавказской ссылки в 1837 году Лермонтов всерьез берется за перо. Учеными часто высказывалось мнение о том, что «Тамань» и «Фаталист» были написаны раньше, чем все остальные главы романа и предполагались как отдельные произведения для цикла «Кавказских повестей». Эту теорию подкрепляет тот факт, что они обособленно печатались в журнале «Отечественные записки».
В 1839 году Лермонтов начинает первую редакцию. Появляются три произведения – «Бэла», «Максим Максимыч» и «Княжна Мери», причем «Бэла» выходит из под пера автора раньше всех. В августе писатель начинает подготовку к печати романа, переписывает его из черновиков в одну тетрадь. В роман включается новелла «Фаталист», а название произведения звучит так – «Один из героев нашего века».
Вторая редакция приходится на осень 1839 года. В первую часть романа теперь входят «Бэла» и «Максим Максимыч», а во вторую – «Фаталист» и «Княжна Мери». Чуть позже поэт вводит в начало романа «Тамань», а «Фаталиста» оставляет в заключительной части как новеллу, раскрывающую особый философский смысл произведения.
«Журнал Печорина» — такое название записок героя появляется уже в третьей редакции автора. Добавляется и предисловие, где Лермонтов признается, что портрет героя он составил «из пороков всего нашего поколения». Определяется конечное название романа — «Герой нашего времени». В 1840 году автор получает цензурное разрешение, после чего книга поступает в продажу и расходится в короткие сроки. Спустя год выходит второе издание романа.
Психологический роман М.Ю. Лермонтова и по сей день не теряет своей значимости и актуальности. Тема лишнего человека, потерянной и одинокой души и сейчас находит отклик в сердцах читателей. Можно по праву сказать, что это одно из величайших произведений XIX века, которое, постепенно рождаясь, каждый раз обрастало новыми элементами и вплетало красочные нити в канву повествования.