Водяное общество — именно так с самых первых строк Григорий Печорин называет людей, с которыми судьба столкнула его на водах в Кисловодске и в Пятигорске. Логично предположить, что на лечебные источники приезжают люди, желающие улучшить состояние своего здоровья, но на деле же все оказывается совершенно иначе. Печорин, будучи проницательным и внимательным человеком, при первом же посещении водной галереи дает характеристику здешнему обществу, разбивая его на несколько групп.
В первую очередь Печорину попадаются семейства степных помещиков, цель пребывания которых на водах — удачно сосватать своих дочерей. Об этом свидетельствует и небрежный внешний вид мужей в сравнении с прекрасными нарядами жен и дочерей, и "нежное любопытство" по отношению к Печорину, быстро угасшее после понимания, что он военный человек.
Следующая группа - "хозяйки вод", супруги местных влиятельных господ, которые находят развлечение в том, чтобы любезничать с приезжими военными и другими молодыми людьми. "Всякий год их обожатели сменяются новыми, и в этом-то, может быть, секрет их неутомимой любезности.", - это замечание Печорина довольно лаконично, иронично и очень тонко создает образ этих дам, другие слова тут излишни.
Отдельно Григорий выделяет мужчин, как штатских, так и военных, которым не так сильно нужны воды и их лечебное действие, как развлечения и выпивка в компании приятелей. Их Печорин называет франтами: привычки провинции им чужды и неприятны, а в столичное аристократическое общество им нет доступа. Поэтому они и маются от скуки на водах, красуются больше друг перед другом, чем перед остальными: "опуская свой оплетенный стакан в колодец кислосерной воды, они принимают академические позы".
Из одних только этих описаний можно сделать вывод, что Печорин относится к водяному обществу с неприятием, несколько снисходительно. Он видит этих людей насквозь, ничем не способны они удивить его или взволновать. Воды — лишь еще одни театральные декорации, на фоне которых разыгрываются все те же избитые сюжеты, успевшие так надоесть молодому герою. Ему чужды их сплетни и мелкие обиды, наигранность и вера в свою светскость и уникальность. Печорин противостоит водному обществу, и это не остается незамеченным. Григорий отличается от большинства, а значит он — чужак, именно поэтому сплетни о нем и Мери разлетаются так быстро и так охотно.
Общественное мнение о Печорине еще больше усугубляет его неприязнь к здешним обитателям, их чувства взаимны и связаны. Водное общество в повествовании — не отдельные уникальные личности, а целостный единый механизм, за исключением лишь нескольких героев. Такому человеку, как Печорин, в силу своего ума, характера и привычек просто невозможно стать частью этого сообщества, что становится ему понятно почти сразу после приезда. Оттого все время его пребывания здесь пронизано каким-то особым тщательно скрываемым напряжением и больше напоминает азартную опасную игры, где каждый шаг выверен, а не пребывание на оздоровительных источниках.