Михаил Юрьевич Лермонтов — один из известнейших русских поэтов 19 века, творчество которого оказало огромное влияние не только на современников писателя, но и на развитие отечественной литературы в целом. Михаил Юрьевич с поражающей точностью рисует портреты своих героев, наделяя их такими чертами, которые делают их практически живыми настоящими людьми, а не просто книжными персонажами.
Главным героем романа "Герой нашего времени" является Григорий Печорин, чей образ продолжил линию портретов "лишних людей", к которым принадлежит и пушкинский "Евгений Онегин".
В своем психологическом романе М.Ю. Лермонтов занимает в первую очередь позицию наблюдателя, посредника между читателем и историей героя, опубликованной в виде личного дневника Печорина. О своем отношении к Григорию Михаил Юрьевич практически ничего не говорит. Складывается впечатление, что он делает это намеренно, предоставляя читателю возможность самостоятельно дать оценку герою, проанализировать данное литературное произведение исходя из его содержания, без опоры на авторское мнение и без указаний:
"...Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? – Мой ответ – заглавие этой книги. «Да это злая ирония!» – скажут они. – Не знаю..."
Если в самом повествовании писатель воздерживается от выражения своего мнения, то в предисловиях все-таки высказывается и о романе в целом, и о Печорине, но не сообщает никаких дополнительных важных фактов. Григория он считает человеком неоднозначным, искренним и обладающим зрелым умом. Дневник Печорина — не исповедь, а самоанализ, наблюдение, через такую призму Лермонтову удалось мастерски составить портрет окружающей действительности, в которой оказывается как он сам, так и его герой:
"История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление..."
Для Лермонтова публикация дневников Печорина — не призыв к осуждению и высмеиванию таких людей, как Григорий, а попытка объяснить читателю что же творится в душе у его героя, чем он руководствуется, что повлияло на него и сделало таким:
"...Хотя я переменил все собственные имена, но те, о которых в нем говорится, вероятно себя узнают, и, может быть, они найдут оправдания поступкам, в которых до сей поры обвиняли человека, уже не имеющего отныне ничего общего с здешним миром: мы почти всегда извиняем то, что понимаем..."
Можно сказать, что отношение автора к своему герою больше похоже на отношение одного живого человека к другому. В отношениях всегда присутствует некая недосказанность и неоднозначность, человеческая натура изменчива и порой непредсказуема, а значит и выстроить отношение к кому-либо и закрепить без изменений — практически непосильная задача. В образе Печорина Михаил Юрьевич отразил проблемы целого поколения, создал героя настолько глубокого, что и по сей день вызывает споры и побуждает к тщательному анализу.