Григорий Александрович Печорин, как пишет Лермонтов в своем предисловии, является образом не одного человека, а целого поколения. В нем перекликаются как великие личностные данные, так и неспособность или нежелание применить их на благие цели. Поэтому Печорин несчастлив, ему все время скучно, даже угроза смерти со временем перестает вызывать в нем эмоции.
Его стремление раскрасить свою жизнь, стать счастливым, в сумме с его умом, пониманием психологии и достаточно низкой нравственностью, постоянно приводят его к необычайным, но, к сожалению, трагичным ситуациям. Сам Печорин не понимает этого и неоднократно сам себе задает вопрос о том, почему он так часто является палачом для других людей, почему приносит всем вокруг столько несчастья.
Наиболее сильные эмоции вызывают две такие ситуации, описанные в романе: похищение Бэлы и события в Пятигорске.
В первом случае, Печорин похищает черкесскую девушку Бэлу, которую влюбляет в себя, а затем оставляет без внимания через четыре месяца по причине скуки в ее обществе. Результат его действий печален: Бела умирает в мучениях, брат ее, Азамат, бежит из дома на украденном коне, их отец заколот кинжалом, а Казбич, хоть и разбойник, теряет боевого друга и убивает из-за мести.
Во второй ситуации, в Пятигорске, а затем в Кисловодске, Печорин ради развлечения разрушает чувства Грушницкого к княжне Мэри, затем влюбляет ее в себя, а потом честно признается ей, что не любит ее. И снова Печорин становится виновником чужих страданий: он сам убивает Грушницкого на дуэли и оставляет княжну Мэри в нервном расстройстве. Даже друг Печорина, доктор Вернер, осуждает его действия.
Такое поведение главного героя вызывает смешанные чувства при прочтении. В одних ситуациях восхищаешься способностями Печорина, ловко подстраивающегося в новых условиях и играющего окружающими людьми. В других жалеешь его и желаешь, чтобы он все же нашел свое счастье и место в жизни. В третьих же осуждаешь, не понимая, как низко нужно пасть, чтобы совершать такие поступки.
Именно этот поток эмоций восхищает при прочтении романа и делает «Героя нашего времени» одним из величайших произведений русской и мировой классики.