Григорий Печорин — главный герой известного на весь мир психологического романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Его образ сложен и неоднозначен, таких литературных героев, как Григорий, принято анализировать, сравнивать и характеризовать не только в рамках литературных произведений, но и в историческом контексте.
Григорий Печорин стал своеобразным воплощением целого поколения людей 19 века, вокруг него было множество споров и обсуждений. Сам император и реакционные журналисты негативно отзывались и о произведении Лермонтова в целом, и о главном герое, предчувствуя в нем проявление тех самых революционных ноток, которых было так важно избежать. У широкой же публики появление еще одного героя из категории "лишних людей" вызвало неоднозначную реакцию. Кому-то Печорин был понятен, у кого-то вызывал отторжение как человек эгоистичный, злой и самодовольный.
Но почему для окружения самого Григория было так важно поддерживать с ним связь и находить общий язык? Что такого привлекательного в его образе? Для ответа на вопрос стоит обратиться к сюжету произведения "Герой нашего времени" и для начала вспомнить самые "плохие" поступки Печорина и охарактеризовать их.
Уже в главе "Бэла" Григорий Александрович проявляет свою натуру: он похищает девушку, насильно поселяет у себя, а ради самой авантюры крадет коня у Казбича и подставляет под удар еще совсем юного глупого Азамата, брата Бэлы. Даже смерть княжеской дочери не может разрушить ледяное спокойствие и апатию Печорина. На водах свою скуку Григорий пытается развеять соперничеством с Грушницким за сердце юной княжны Мери. Героя не волнуют последствия его поступков, он готов даже стать виновником любовной трагедии и психического расстройства Мери на фоне ее неразделенной любви к Печорину и смерти Грушницкого. Для Григория важны только его собственные интересы, что он вновь демонстрирует во взаимоотношениях с Верой. Он знает, что женщина по-прежнему любит его так сильно, что не может забыть даже несмотря на все страдания, который причинил ей Печорин. Но вместо того, чтобы перестать мучить ее, герой лишь усиливает страдания, вновь пытаясь возобновить с ней отношения.
Несомненно, Григорий Александрович понимает весь ужас своих действий, осознает, что заставляет людей страдать и сам изнемогает от своей душевной неполноценности и эгоизма (вспомним, что критик Г.В. Белинский охарактеризовал его как "страдающего эгоиста"). При этом герой ничего не может сделать со своей ущербностью, он сам задается вопросом что же притягивает к нему людей, хотя в глубине души осознает причины. Эти причины понимает и Вера, на что указывает в своем прощальном письме:
"Любившая раз тебя не может смотреть без некоторого презрения на прочих мужчин, не потому, чтоб ты был лучше их, о нет! Но в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно, ничей взор не обещает столько блаженства, никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном."
Несмотря на то, что героиня дает объяснение только притягательности Григория для женского общества, частично ее слова верны и по отношению к приятелям Печорина: "никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами". Григорий умен, образован, смел, он является интересным собеседником, он азартен, а значит способен стать отличным сообщником и помощником для своих сотоварищей. Печорин умеет слушать и говорить, он способен быть независимым от общественного мнения, что привлекает к себе внимание и вызывает уважение к Григорию у людей, так или иначе похож на него.
Несомненно, Григория любят, но вся эта любовь обладает нездоровыми причинами и проявлениями, ранит тех, кто ее испытывает и либо стремительно гаснет после более близкого знакомства, либо перерастает в нечто пугающее и травмирующее, как в случае чувств Веры и Мери. Можно сказать, что Печорин действительно привлекателен для людей, но таким его делает вовсе не внутреннее зло, а те положительные качества, которые отчасти заглушают его.